Дети Дошкольник Здоровье Красота Кулинария Любовь Младенец Образование Отдых Ребенок
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...
01.10.15

Детские страхи - Советы родителям

Как говорить с ребенком о смерти

 

Не существует магического средства устранить
все страхи, но спокойное отношение является лучшим утешением.

В восстановительном процессе чрезвычайно важную роль играют ритуалы. Заупокойная служба, поминки и похороны помогают лучше осознать реальность того, что близкий человек действительно умер. Они также служат своего рода демаркационной линией, помогающей людям жить дальше.

Воспоминания. Просматривайте фотографии и видеокассеты. И хотя поначалу это бывает больно, приятные воспоминания служат очень важной составляющей восстановительного процесса, поскольку согревают вас от леденящих душу и печальных мыслей об утрате. Дети могут всегда скучать по дорогому им человеку, но со временем они перестанут плакать, вспоминая его, и смогут улыбаться.

Специалисты соглашаются в том, что продолжительность периода скорби и печали не одинакова для всех. Даже когда кажется, что ребенок живет хорошо, у него будет много моментов гнетущей печали, — особенно в первый год. Праздники, дни рождения и особые семейные даты могут усугубить эту печаль.

Как нужно говорить

Будьте откровенны, но чувствительны. Пусть язык ваших жестов передает то, что реакция ребенка имеет для вас большое значение. “У меня очень печальные новости. Сегодня утром умер папа”.

Если у детей есть вопросы, то ответьте на них честно. Страшные подробности следует упустить. “Помнишь, папа болел? Когда он был заложником, его болезнь обострилась. Обычно эта болезнь лечится, но папа был настолько слаб, он три дня был без еды, воды и сна, что лекарства не помогли, и он умер”.


  1. от умственного развития,

  2. от речевого развития,

  3. от условий появления на свет и прочих показателей.

Ребенок начинает распознавать смерть задолго до того, как это начинают понимать взрослые. Дети могут увидеть смерть птиц и людей по телевизору либо наяву. Однако не все взрослые могут найти правильные ответы на детские вопросы, связанные с тем, что такое смерть.


Также возможна ситуация, когда у ребенка был конфликт с человеком, который умер. Может быть, ребенок хотел, чтобы этого человека не было рядом, чтобы получить больше внимания от других членов семьи. Может быть, ребенок даже сказал ему: «Я хочу, чтобы ты умер». Закономерно, что ребенок будет чувствовать свою вину и спрашивать, не виноват ли он в случившемся. Успокойте детей и уверьте, что слова и желания не вызывают смерть, что человек умер совсем по другой причине. Если ребенок слишком мал, и его словарный запас невелик, можно предложить ему нарисовать свое чувство (горе можно переживать и так, как бы странно это не казалось). Например, страх может быть черным, грусть – синей, обида – зеленой, гнев – фиолетовым. Главное, чтобы ребенок понял, что он не одинок и имеет право на свободное выражение чувств, которые будут приняты его близкими. Пообещайте, что вы будете рядом и что можно говорить обо всем: о страхах, чувстве вины, гнева.


Если ребенок ребенок не против, если он не боится, если вы чувствуете, что ребенок справится, его присутствие на ритуале  похорон (на всем этапе, или на его части), поминок, заупокойной службы поможет ему лучше осознать то, что близкий человек действительно умер. Взрослому необходимо заранее рассказать о том, что там будет происходить, как долго, что за чем будет следовать и каким он увидит умершего. "Папа будет одет в костюм, он будет лежать в гробу, а его руки будут сложены на груди. Когда человек умирает, его внешность меняется, и ты скорее всего увидишь его не таким, каким привык видеть. Люди будут подходить к гробу и прощаться с папой, если захочешь, ты тоже сможешь это сделать. А если захочешь, можешь положить на память папе в гроб свой рисунок, письмо, или цветок". Расскажите о процедуре погребения, предупредите, что на похоронах многие люди плачут, а некоторые даже кричат. Чтобы ребенок не почувствовал вину за то, что он не пошел на похороны, успокойте его, скажите, что детям не обязательно присутствовать на похоронах, там должны быть взрослые. Если это произошло без него, необходимо устроить для него ритуал прощания с ушедшим. Это может быть отпущенный шарик в небо, прочтение молитвы, пущенный по реке кораблик, написанное и сожженое письмо и развеянный пепел и т.п. Поясните, что смысл письма обязательно дойдет до папы.

Сообщение о смерти
Ребенку необходимо сообщить о смерти близкого тогда, когда это случилось. Чем ближе ребенку родственник или близкий человек, чем больше времени и внимания он уделял ребенку, тем раньше и полнее ребенок должен узнать об этом событии. «Бабушка умерла, потому что она была очень старенькая и не смогла справиться с болезнью», «папа умер, потому что попал в аварию». Возможно, Вам придется неоднократно отвечать на одни те же вопросы ребенка о смерти вообще и о том, как это произошло в данной конкретной ситуации. Будет хорошо, если у Вас самого уже есть достаточно подходящее для этого объяснение того, что такое смерть, что происходит с человеком после смерти (атеистическая, религиозные представления о бытии после смерти и т.п.). Исходя из концепции смерти и послесмертного бытия, принятых Вами и в Вашей семье, мягко и спокойно ответьте на вопросы ребенка, если они будут, или сообщите сами необходимый минимум, если вопросов не будет. И не чувствуйте облегчения, если вопросов со стороны малыша нет – это совсем не значит, то ребенку все понятно и он совсем не переживает или ничего не понимает. Ребенок тоже человек, и он чувствует Вас и Ваши эмоции, и если ему не объяснить, что произошло, то ребенок сам проинтерпретирует происходящее с помощью известных и доступных ему вариантов (а их мало, да и неизвестное и непонятное дети склонны объяснять, исходя из сказок и страхов). Ребенок тоже будет переживать горе и проходить все те стадии «эмоционального справления» с ситуацией, что и взрослый. И если его реакции на горе не всегда будут Вам видны, то это не значит, что их нет, что малыш не задумывается, не переживает множество сомнений и эмоций и не пытается уложить смерть в свое представление о мире.
Само объяснение должно быть простым, изложено словами, понятными для ребенка данного возраста, и, главное, правдивым. Например: «Бабушка умерла от старости, потому что была очень старенькой, все люди умирают, когда становятся старенькими», «Папа попал в аварию и погиб, когда столкнулись две машины». Лишних страхов, касающихся смерти, вообще и страшных подробностей, не нужно.

5.      Избавьте детей от излишних драматичных и страшных подробностей.  

6.      Оберегайте детей от зрелища травмированных тел животных или людей (в том числе и по телевизору).

7.      Если умерло домашнее животное, похороните его, на холмик положите цветы или веточки. Так ребёнок учиться, что похороны – это ритуал прощания, который помогает людям выстроить границу между жизнью и смертью, дает силы продолжать дальше жить.

Несколько распространенных детских вопросов:[u][/u]

на сон?"."Смерть похожа Примерный ответ: "Не совсем. Смерть похожа на сон только внешне. В остальном она сильно отличается от него. Когда ты ложишься спать, то твоё тело продолжает работать: работает сердце, оно как насос качает кровь по всему организму, работают лёгкие - ты дышишь, желудок переваривает пищу и пр. А ещё ты видишь сны. Когда же человек умирает, то его тело перестаёт работать.

2. Пернилла Стальфельт "Книга о смерти", М.. 2007

Избегание. У детей очень высок инстинкт самосохранения и поэтому следующий вопрос, который они задают это "А можно сделать так,чтобы этого не случилось?" Отвечая на него, не надо лгать ребенку и рассказывать ему сказки, что придет время и он или другие придумают лекарство от смерти. Обещая ребенку,что его родные или близкие не умрут, вы обречете ребенка ещё на большую травму. Он будет не только шокирован их смертью, но и будет чувствовать себя обманутым.

"Что такое похороны и как они проходят?" Сама процедура прощания с умершими часто внушает детям страх. Они стараются узнать, как поступают с людьми после смерти и что, в частности, им нужно делать в такой ситуации. Не бойтесь рассказать о похоронах, о том, что умерших кладут в гроб, потом их хоронят в особом месте, на кладбище. Расскажите, что для умершего человека приносят цветы на прощанье и на кладбище жалеют умершего, прощаются с ним. После прощания гроб закапывают в землю, а на могиле потом начинают расти цветы. Люди потом приходят на могилу, вспоминают умершего и ухаживают за могилой. Если вы другого вероисповедания или в семье принята кремация ребенку вкратце можно рассказать о о таком похоронном обряде.

«Настоящая трагедия в отношении смерти близкого человека может быть лишь у ребенка, который воспитывается в неверующей (или теоретически верующей) семье, – пишет священник Константин Пархоменко. – В той же семье, где молятся Богу, ходят в храм, обсуждают такие темы, как смерть, вечная жизнь, Рай, ад, Ангелы… саму смерть воспринимают без истерики и криков, смерть воспринимается в ряду потрясений, но не перечеркивающих жизнь ребенка вообще».

С другой стороны, если раньше с ребенком никогда не говорили о Боге, а теперь вдруг объясняют гибель близкого человека словами «его Бог забрал к себе» или «на все воля Божья», малыш может окончательно запутаться и начать считать Бога злым существом, отнимающим  близких.

Горюем вместе или порознь?

Предпохоронная гнетущая атмосфера и поминки – не лучшее эмоциональное окружение для ребенка. В отличие от подростка, который сам захочет проститься с дедом, а возможно, и примет на себя в эти дни часть семейных забот, малыша может напугать вид покойного и привести в смятение атмосфера грусти и горя. Если вы вынуждены оставить кроху на это время при себе, постарайтесь объяснить ему, что всем грустно из-за того, что они не смогут больше видеться с добрым дедушкой.

Но на сами похороны ребенка лучше не брать: если кто-то из родственниц начнет громко рыдать или причитать, малыш серьезно перепугается. Кроме того,расстроенные и выпившие на поминках родственники частично теряют контроль над собой и начинают приставать к ребенку, тискать его, а нетипичное поведение взрослых пугает детей.

Так что же делать? – Попросить кого-то, не участвующего в церемонии, остаться с ребенком. Важно, чтобы это был хорошо знакомый человек, которого ваше горе не затронуло – в идеале няня, оставаться с которой кроха уже привык, а также теща или свекровь – то есть член другой, сочувствующей, но не горюющей семьи. Если же такого человека на примете нет, одному из родителей самому придется остаться с малышом.

Исследования смерть это наказание, никогда не должна подкрепляться. Заверьте ребёнка, что эта смерть не означает, что и другие любимые люди скоро умрут. Поощряйте ребёнка к разговорам о его чувствах и в том, чтобы он был откровенен с вами, но не подсказывайте ему, что именно он должен чувствовать. Дайте ребёнку возможность найти собственные пути чтобы выразить свою озабоченность.Мысль, чтопоказали что, когда дети переживают смерть близких, они часто испытывают вину. Они думают, что каким-то образом стали причиной смерти. Может быть, их злые мысли привели к смерти. Некоторые дети могут воспринимать смерть как наказание: "Мама умерла и оставила меня, потому что я был плохой". Детям можно помочь преодолеть чувство вины, уверяя их, что их всегда любили и любят до сих пор. Полезным может быть объяснение обстоятельств смерти.

Иногда смертьдети оборачивают свой гнев вовнутрь, возникает депрессия, отстранённость или симптомы физического заболевания. Если подобное поведение сохраняется несколько месяцев, может потребоваться помощь специалистов.Некоторые склонны выражать свой гнев открыто. Мы должны им помочь, принимая любые их чувства и не бранить их. Также необходимо их уверить, что о них будут заботиться. У детей могут проявиться более ранние формы поведения. Например, они могут начать сосать большой палец, мочиться в постель или писаться днём. Примите это как сигнал того, что дети нуждаются в поддержке в это время и помните, что, как правило, подобная регрессия временна. Дети же часто близкого человека вызывает чувство гнева как у взрослых, так и у детей. Гнев – это часть горя. Мы чувствуем гнев от того, что умерший причинил нам так много боли, печали или оставил нас одинокими. Мы чувствуем гнев на врачей и медсестер, которые не сохранили того, кого мы любили, мы чувствуем гнев на самих себя, что были не способны предотвратить смерть.

Что касаетсяобщей тактики взаимодействия с ребёнком в этот период времени, то, чтобы уберечь ранимую психику от негативных последствий, от вас прежде всего требуется проявить терпение, заботу, внимание. Кроме того, не стоит забывать об "успокоительных" свойствах тактильного контакта с ребёнком: при разговоре можно посадить ребенка на колени, обнять и пр. Если же этого будет недостаточно и ребёнок будет ещё долгое время проявлять признаки беспокойства, то имеет смысл обратиться к психологу.

(голосов:0)
Похожие статьи:

Ребенок не отпускает от себя маму

29 декабря 2015


Вопрос:

Автор, Вы как будто про меня пишите. То же самое. И дочь и 11 мес.


spiridonochka

16.06.2010, 18:03

у нас так было в 8,5 месяцев. Прошло быстро, недельки за 3-4. но я даже в туалет, извините, не могла пойти.


Натали-Купчино

16.06.2010, 18:05

И у нас также. Тоже 11 месяцев. Найдет меня, ноги обнимет и стоит, песни поет... тока попробуй уйти!


Почему в мире существует зло?


Прежде всего будем помнить, что Бог не причиняет зла. Зло есть результат действия двух сил: первая из них зовется сатаной. Это духовное существо является врагом рода человеческого. Оно обладает злой волей и могуществом и стремится уничтожить Бога; поэтому оно ищет уничтожить мужчин и женщин, которые созданы по образу Божию (см. Быт 1.26). Множество бед и тревог, терзающих наш мир, является прямым следствием зла, которое творит сам сатана.


Природа не терпит пустоты. Что подразумевал этим выражением Аристотель?

Лучший ответ

Важную роль в космологии Аристотеля играл принцип отсутствия в природе пустоты. ("Природа не терпит пустоты"). Введение такого представления означало, что Аристотель строит континуальную картину мира, принципиально противоположную атомистической, дискретной картине мира.


Уильям Серз и Марта Серз



Также обратите внимание на книги:

ЧАСТЬ I. НАЧНЕМ С САМОГО НАЧАЛА: ОСНОВЫ ДОМАШНЕГО ВОСПИТАНИЯ

Глава 1. Неразрывная связь: что это значит?

Воспитание своего ребенка. Пять правил поведения, укрепляющих связь с ребенком. Метод неразрывной связи вовлекает отцов в воспитание малышей. Вопросы, которые вы могли бы задать.


Как бороться с плохим настроением?

В эру постоянной, систематической эмоциональной загруженности и практически круглосуточной занятости плохое настроение, к сожалению, – не такая уж редкость. Сегодня женский клуб «Кому за 30» решил дать некоторые советы по поводу того, как бороться с плохим настроением.


Комментарии к статье Как объяснить ребенку смерть близкого человека:
Загрузка...
loading...


2015