Таинство венчания

.

Венчанию предшествует обручение. Жених и невеста проходят в середину храма, держа в руках зажженные свечи. Огонь символизирует свет духовный. Священник вопрошает жениха и невесту о том, по доброй ли воле они вступают в брак Добровольность — непременное условие брака. Венчающихся священник спрашивает, не связаны ли они обещанием другому или другой? Смысл вопроса в том, что нормой христианского брака является целомудрие жениха и невесты.
Обручение подразумевает обет верности. Символом вечности супружеского союза выступают кольца, которые священник надевает на руки жениха и невесты.

Кольца освящаются священником в алтаре и таким образом преобразуются из простых вещей в священные предметы. Во время обручения священник совершает троекратный обмен кольцами жениха и невесты, что символизирует взаимное отдание их друг другу, единодушие и полное согласие. Далее наступает непосредственно сам обряд венчания.
Венчание — это освящение супружества Божественной благодатью. Оно начинается возгласом священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа...» Этим провозглашается сопричастность будущей пары Царству Божию. В молитвах, читаемых священником, вспоминается о тайне создания Евы из ребра Адама: муж и жена изначально были единой плотью, неразделимы. Брачный союз благословлен Богом в раю и после грехопадения человека искуплен жертвой Спасителя.
В своих молитвах священник испрашивает у Бога дарования новой семье чадородия и «благодати в чадах», что является назначением христианского брака, а также единодушия, долгоденствия, целомудрия, взаимной любви, обилия благ земных и венца неувядаемого на небесах.
Главный момент таинства — увенчание. Это благословение жениха и невесты священным венцом, со словами: «Венчается раб Божий... Рабе Божией... во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
Духовный смысл увенчания венцами тройной:
— прежде всего, увенчание глав провозглашает честь и славу человеку как царю Божественного творения. Человеку как вершине замысла Божия воздаются должные почести;
— второй смысл — увенчание венцами мученическими, так как жизнь в браке подразумевает ежедневную жертву, ежедневное распятие своего эгоизма, гордыни, своеволия, отказ от своих интересов ради семьи, ради любимого человека. А сделать это, как известно, не всегда бывает легко. И только Божья помощь может помочь в преодолении железной хватки собственного эгоизма;
— в-третьих — это венцы Царствия Божия. Другими словами, возложение означает надежду на соединение супругов не только в этой временной жизни, но и в жизни вечной.
Во время венчания читается Апостольское послание и Евангелие. В послании апостола Павла говорится о взаимной любви и послушании жены мужу: «Да боится жена мужа своего». И это прежде всего страх потери любви, когда страшно нарушить духовное единение.
Евангелие от Иоанна, читаемое священником, повествует о чуде претворения воды в вино на браке в Канне Галилейской. Оно тоже имеет глубокий символический подтекст и означает претворение любви земной в любовь духовную.
Духовное единение венчающихся символизируется чашей вина, которой они трижды обмениваются, испивая ее до дна. Вечность их духовного союза выражается троекратным обхождением вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие, вслед за священником с горящими свечами в руках. Оно сопровождается песнопениями, призывающими пророка Исаию и святых мучеников. Пророк Исаия предсказал рождение Бога от Девы Марии, и вот теперь повенчанная пара приняла благодать Святого Духа, двое стали «одной плотью». Знаменательно и обращение к мученикам: супружество — это подвиг самоотречения, несения креста жизненных трудностей и испытаний.
Так высоко духовное призвание в таинстве брака. Итак, в таинстве обручения и венчания заключены основные нормы христианского брака:
— брак совершается свободным избранием вступающих в него;
— он является пожизненным союзом мужа и жены;
— супруги должны хранить взаимную верность;
— добрачное целомудрие — условие христианского брака;
— продолжение рода — священная задача брачующихся;
— семья — малая церковь, главой которой является муж
Эти основы были и остаются залогом прочности семьи. Без них семья лишается жизненных корней. И то, что мы видим в современной семье, явно расходится с ее духовным призванием. Как отмечает игумен Георгий (Шестун), если таинство венчания не совершается, то два человека сожительствуют, совместно ведут хозяйство, а образования семьи как единого благодатного союза не происходит. Поэтому так легко и совершаются разводы и распад отношений, — двое не стали «одной плотью», распались на две отдельные единицы.
Святая мученица и страстотерпица царица Александра так говорила о дне венчания:
«День свадьбы нужно помнить всегда и выделять его особо среди других важных дат жизни. Это день, свет которого до конца жизни будет освещать все другие дни. Радость от заключенного брака не бурная, а глубокая и спокойная. Над брачным алтарем, когда соединяются руки и произносятся святые обеты, склоняются ангелы и тихо поют свои песни, а потом они осеняют счастливую пару своими крыльями, когда начинается их совместный жизненный путь».
Однако даже правильные духовные основания брака не являются залогом сказочного финала — «и зажили они счастливо...»; на самом деле после венчания трудности только начинаются. Потому что в каждом из нас очень сильно «я»-наличное, страстное, эгоистичное, желающее удовлетворить в первую очередь свои потребности и свои желания. На этом уровне прочные супружеские отношения не построишь, поэтому необходимо постоянно стремиться выйти на уровень «я»-духовного. Однако процесс перерастания «я»-наличного в «я»-духовное — долгий и непростой, требующий совместных усилий супругов, желания и воли. Но если супруги сумеют преодолеть все трудности и испытания, возникающие на их пути, двое действительно станут «одной плотью».
Если не совершать постоянное, ежедневное духовное возрастание, то, к сожалению, супружеские отношения могут не развиваться, а постепенно, шаг за шагом разрушаться. И если все пустить на самотек, то семья в один прекрасный момент может зайти в тупик. Деструктивное развитие отношений соответствует определенным стадиям, которые описаны в психологической литературе.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.